Звуки и музыка
Считать, что музыка и звуки это одно и то же, все равно, что считать все живые и неживые предметы едой.
Звуков на свете бесконечное количество, но в большей степени они представляют собой просто шум. Повторяющиеся колебания, упорядоченные по периодичности, получают право называться вибрацией, или звуком. Из звуков разной частоты, длительности, силы и периодичности можно составить последовательность. Если она повторяется, это уже называют ритмом. Гармоничное сочетание разных ритмов создает новые конструкции упорядоченности. Чем более сложные конструкции составляются из звуков, тем больше смысла они могут в себе нести.
Однако это пока не музыка, это просто набор рабочих инструментов для ее создания. С его помощью можно строить архитектуру упорядоченности значений. Для передачи смысла, или даже эмоций, этот конструктор должен быть адаптирован для восприятия.
В постоянном шуме, в котором мы обитаем, есть и хаотические и упорядоченные звуки. Разделение и понимание позволяют нам расшифровать их смысл. Как же мы слышим и извлекаем смысл из шума?
Как возникает музыка?
У нас в ухе есть клетки — струны, которые отзываются только на одну собственную частоту звука. Если в хаосе шумов есть их частота, то клетка уловит ее и отправит сигнал об этом в определенный участок мозга. Этот участок получает также сигналы от клеток датчиков звука обо всех кратных составляющих этой частоты (гармониках). Мозг способен ощущать, фильтровать и строить из элементов звука многомерные порядки. Для этого он выбирает семантически связанные тембры, частоты, периоды, интервалы и амплитуды звучания.
Принципиально таких порядков два – параллельный и последовательный.
Первый — включает в себя все одновременно звучащие частоты – называется гармоническим. А второй — составляющий согласованную последовательность смены звуков называется мелодическим.
Восприятие этих порядков мозгом вызывает ощущения и стимулирует в нем процессы гармонического возбуждения или успокоения. Ощущения различаются в зависимости от тонкости слуха, общей физической, психической или эмоциональной чувствительности человека.
Если преобладает и более насыщен событиями мелодический порядок, а в гармоническом порядке преобладают обертона или кратности тонов, то усиливаются процессы возбуждения. В обратном случае усиливаются процессы торможения.
Звукоряд разбит на октавы. Все звуки, начиная с любой частоты, до ее удвоения называются октавой. Внутри октавы бывает от 5 до 22 ступеней, которые связаны между собой гармоническими отношениями высоты тона. Они позволяют строить гармонические и мелодические порядки вызывающие определенные ощущения, чувства и эмоции.
Все эти ступени могут быть выстроены так, чтобы их вибрации входили в резонанс с естественными частотами функционирования клеток внутренних органов человека. Из ступеней же строятся и масштабные порядки, которые отражают гармоничный звуковой образ функции органов.
Именно поэтому звукоряд строится от совершенно точно определяемой частоты ноты ЛЯ первой октавы.
И только с этого момента согласования и настройки диапазонов внешних и физиологических вибраций все построения звуковых порядков могут называться музыкой. Именно поэтому музыка связана не только с состоянием психологическим, она способна влиять и на гармонию физиологических процессов.
Музыка доступна всем по разному
Величайшее изобретение человечества – музыка доступна всем по-разному.
Простейшая, ритмическая, или построенная на порядке из трех аккордов, доступна практически всем. Более сложная, например, симфоническая требует наличия тонкого слуха и хорошей способности выстраивать целостности из многоуровневых логических порядков.
В ней могут преобладать как фиксированные (статические) звучания ступеней – как в ударных, или клавишных инструментах, так и динамические, или подстраиваемые под тему тоны – как у ситара, или скрипки.
Искусство восприятия и глубокого понимания музыки требует подготовки не многим меньшей, чем для обучения музыканта. Чтобы понять, ее надо почувствовать и уловить образ. А это достигается практикой. Передать словами тонкие ощущения невозможно.
Величайшая сложность понимания музыки заключается в том, что в человеческом языке нет и сотой доли необходимых слов для передачи всего набора чувств, эмоций, понятий и образов, используемых в ней. У нас кроме внешней речи есть внутренний интуитивный язык внутреннего восприятия гармонии и мелодии. Он позволяет чувствовать интонации, настроение, даже намерения в тембрах, динамике голоса или звучании музыкальных инструментов.
Самый простой пример – мажор и минор. Это, конечно же, не весело и грустно – многие произведения грустные, а исполняются в мажоре, или наоборот.
Это скорее похоже на подтекст «оптимизма» и «пессимизма» разной степени. Но они могут быть дополнены тысячами смысловых оттенков и глубины исполнения, которые невозможно передать с помощью слов. Поэтому музыка, как и другие виды искусств, требуют тончайшего ощущения оттенков, гармонии, балансов, ритмов, глубины и многих других неупрощаемых компонентов красоты.
Любопытно и неочевидно, однако, что красота существует только в ощущениях. Музыка, в отличие от других видов искусства является не предметом, а процессом. В каждый вырезанный момент ее нет. В реальном настоящем времени мы слышим не музыку, а только один миг звука. Остальные мгновения существуют только в нашей памяти, или воображении. И если упорядоченность многоуровневой конструкции, построенная в нашей памяти, вызывает у нас чувство удовольствия, мы называем ее красивой. Таким образом, красота является качественным измерением человекосоразмерности музыки.
Другие свойства музыки
Но какие качества могут быть у виртуального объекта, существующего в нашем воображении?
Каждый звук, чтобы быть услышанным, должен резонировать с клетками воспринимающего органа. А резонанс — это объединение энергии при совпадении ее свойств. Значит, мы можем относиться к музыке, как к энергии, которая попадает в организм. Эта биосоразмерная энергия, организованная в многоуровневых порядках, вызывает положительные ощущения, которые проявляют на самом деле общий подъем необходимой активности функций и жизненного (энергетического) потенциала. Такие чудеса демонстрируют нам, например, широко известные коровки, повышающие надои под исполнение классической музыки.
Казалось бы, какое отношение может иметь музыка к молоку?
Мы привыкли считать реальностью только материальное, то, что можно увидеть, или пощупать. Но в организме вся материя обслуживает невидимое главное – функции. Биоматерия становится такой, как нужно для их выполнения. Например, нам нужны не собственно мышцы, а движения. Нам нужны не мозги, а думать, не лёгкие, а дышать, не глаза, а видеть. Материальное нужно для осуществления функций. А функционирование происходят с помощью незримой энергии. Она невидима, как электрическая, магнитная или гравитационная. Но создает процессы и способна преобразовываться в необходимые формы — тепло, движение, синтез, рост, рождать новые клетки, ткани и органы, электрические импульсы или ощущения.
Повышение энергии проявляется в виде кинетической – как проявление, или усиление каких-то функций организма, либо увеличением скрытой потенциальной энергии, проявляющей себя ростом возможностей, или выносливости. Все процессы мы не видим, а ощущаем. Ощущения же тоже виртуально, его невозможно напрямую назвать объективной реальностью.
Четыре виртуальные реальности при восприятии музыки
Итак, мы имеем как минимум ЧЕТЫРЕ ВИРТУАЛЬНЫЕ РЕАЛЬНОСТИ, которые проявляются при восприятии человеком музыки: энергия, функции, гармоничность и ощущения.
Музыка участвует в формировании каждой реальности.
Во-первых, возможностью восполнения энергии при ее недостаточности.
Во-вторых, изменением активности процессов в органах и системах.
В-третьих, согласованием физиологических функций по гармоническим эталонам.
И наконец, контролем качества состояния организма по ощущениям.
Естественно, эти компоненты входят в состав и формируют полноценность общей физической реальности.
В результате определение и повышение качества жизни организма во всех этих неочевидных сферах можно считать настоящим искусством. А подбор или создание специальной музыки для усиления или гармонизации энергии, функций отдельных органов и систем привели современную медицину к широкому использованию музыкотерапии особенно для лечения функциональных нарушений и повышения качества здоровья.